Международный кинофестиваль короткометражного фильма в Тампере
В нынешнем году Международный кинофестиваль короткометражного фильма в Тампере отметил свой юбилей: в специальной программе демонстрировались премированные в Тампере за двадцать лет игровые, документальные и мультипликационные ленты.

Естественно, основное внимание зрителей и кинематографистов было приковано к экрану самого большого в городе кинотеатра «Паласт», где традиционно с 1981 года идут конкурсные показы иностранных и финских фильмов. В нынешнем году 73 фильма из 29 стран были отобраны для участия в конкурсе XX Международного кинофестиваля во втором по величине городе Финляндии.
Наряду с международным существовал и конкурс национальный. В нем приняли участие 24 картины финских кинематографистов. Всего же в различных программах показывалось около трехсот игровых, документальных, мультипликационных лент. Все это, замечу, без широковещательных, трескучих лозунгов, девизов и призывов. Выяснилось, что мастера кино и без них великолепно ориентируются в окружающей действительности. К слову сказать, многие из них не скрывали своего интереса к конечному результату киномарафона. Он выражается в реальном желании помочь таланту вполне солидными суммами: тридцать тысяч финских марок для зарубежных и 50 тысяч для финских лауреатов фестиваля.
— Своим надо помогать основательно. Кто им поможет, если не мы? — сказал мне улыбаясь заместитель мэра Тампере, директор международного кинофестиваля Перти Палтилла.
Самую основательную поддержку получил в Тампере Питер Линдхольм — режиссер художественного фильма «Ярость».
— Нам хотелось раскрыть в этом фильме сам механизм возникновения недоверия, отчужденности, которые могут привести к вспышкам расовой ненависти между людьми. Тема, увы, актуальная и для Финляндии,— рассказывал Питер Линдхольм.
Он сообщил также, что успех в Тампере даст ему возможность уже в нынешнем году завершить игровую ленту, посвященную студенческим проблемам.
Приз за лучшую документальную картину международное жюри присудило польскому фильму «День за днем» кинорежиссера Ирены Каменской. Экран знакомит нас с пожилыми героинями польского фильма, сестрами-близнецами. Они проехали тысячи километров польских дорог в кабинах грузовиков. День за днем на протяжении тридцати лет они нагружают и разгружают гигантские машины. Общество, провозглашавшее идеалы социальной справедливости, лишило этих, некогда цветущих деревенских девушек здоровья, будущего. Но нет недостатка в бодряческих восклицаниях, бесчисленных заверениях, что счастье, радость совсем рядом, за первым поворотом изматывающей дороги… в никуда.
Ощущение подлинности всего происходящего не оставляло зрителей, судя по их реакциям, и во время показа светлого, веселого и вполне фантастического мультипликационного английского фильма «Ферма на холме» Марка Бэйкера. Тут и радости буколического житья, на которые настроены туристы. Полное равнодушие и даже враждебность к этим радостям охотников. Наконец, саркастическое, преисполненное юмора отношение и к тем, и к другим коренных обитателей фермы — крестьян. Восемнадцатиминутный фильм шел под непрерывный аккомпанемент смеха и аплодисментов. Он был признан лучшим мультипликационным фильмом XX Международного кинофестиваля в Тампере.
На мой взгляд, менее интересными были игровые короткометражные ленты, удостоенные наград киносмотра. Это «Кухонная раковина» (Новая Зеландия, режиссер Элисон Маклин) и «Однокомнатная квартира» (Бельгия, режиссер Филин Хэрел). Обе ленты отличал несомненный профессионализм создателей. Однако и в том, и в другом случае был он сосредоточен на явлениях малозначительных, интересных чрезвычайно узкому кругу зрителей.
В конкурсе фестиваля участвовала и группа советских картин, созданных на киностудиях Киева, Ленинграда, Таллинна, Вильнюса, Ташкента. Двум из них — эстонской мультипликационной ленте «Лабиринт» (Мати Кутт) и литовскому документальному фильму «Однажды придется остановиться» (Кейстутис Вайшвила) — были присуждены почетные дипломы киносмотра в Тампере.
Феликс Андреев